ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0014-01-2025-003462-66 |
Дата поступления | 11.03.2025 |
Номер протокола об АП | 03316 |
Судья | Коновалова Юлия Вадимовна |
Дата рассмотрения | 13.05.2025 |
Результат рассмотрения | Отменено с прекращением производства |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Материалы переданы в производство судье | 12.03.2025 | 16:56 | 12.03.2025 | ||||||
Истребованы материалы | 12.03.2025 | 17:20 | 12.03.2025 | ||||||
Поступили истребованные материалы | 27.03.2025 | 18:32 | 28.03.2025 | ||||||
Судебное заседание | 13.05.2025 | 11:50 | 560 | Отменено с прекращением производства | Отсутствие состава административного правонарушения | 28.03.2025 | |||
Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ | 13.05.2025 | 16:23 | 13.05.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 15.05.2025 | 16:49 | 15.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | Перечень статей | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | |||
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО | Курбонмуродов Дониёр Одилович | ст.18.8 ч.3 КоАП РФ | |||||||
Защитник | Синькевич Евгений Игоревич |
Дело № 12-437/2025
78RS0014-01-2025-003462-66
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 13 мая 2025 года
Судья Московского районного суда города Санкт-Петербурга Коновалова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Курбонмуродова Д.О. адвоката С на постановление начальника 29 отдела полиции УМВД России по Московскому району города Санкт-Петербурга к протоколу № от 26 февраля 2025 года, которым
Курбонмуродов Д.О., <данные изъяты>
признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника 29 отдела полиции УМВД России по Московскому району города Санкт-Петербурга к протоколу № от 26 февраля 2025 года Курбонмуродов Д.О. признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, защитник Курбонмуродова Д.О. адвокат С обратился в Московский районный суд города Санкт-Петербурга с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что регистрация Курбонмуродова Д.О. на территории РФ действовала до 28.03.2025 года, то есть была действительна на момент задержания. В момент задержания на территории РФ Курбонмуродов Д.О. находился на законных основаниях с действующей регистрацией. Курбонмуродов Д.О. прибыл на территорию РФ для работы, встал на миграционный учет по адресу организации, что свидетельствует о выполнении требований миграционного законодательства. Документы, подтверждающие осуществление трудовой деятельности, были переданы сотрудникам полиции, но не были приняты во внимание должностными лицами и оценены. Кроме того, протокола об административном правонарушении составлен и постановление вынесено в отсутствие переводчика.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Курбонмуродов Д.О. в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Курбонмуродова Д.О.
Защитник С в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд находит постановление должностного лица подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В ходе производства по делу об административном правонарушении, должностным лицом установлено, что 26.02.2025 года в 14 часов 15 минут Курбонмуродов Д.О. по адресу: СПб, пр. Московский, д. 195, являясь иностранным гражданином постановку на миграционный учет в установленный законом срок не осуществил, то есть совершил нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учета, а именно ст. 20 ФЗ от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете ИГ и ЛБГ в РФ», п. 20 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета ИГ и ЛБГ в РФ», не исполнив обязанность встать на миграционный учет по месту пребывания, а также п. 26 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета ИГ и ЛБГ в РФ». То есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ.
В качестве доказательств вины Курбонмуродова Д.О. в материалы дела были представлены следующие исследованные судом доказательства:
- протокол об административном правонарушении от 26.02.2025 года, составленный в отношении Курбонмуродова Д.О.;
- удостоверения адвоката на имя Г;
- ордер № Г от 26 февраля 2025 года на защиту Курбонмуродова Д.О.;
- справка ЕИР РМУ ГИС МУ в отношении Курбонмуродова Д.О.;
- справка «ЛИЦО» в отношении Курбонмуродова Д.О.;
- справка ОСК в отношении Курбонмуродова Д.О.;
- копия паспорта, патента на имя Курбонмуродова Д.О.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения для дела.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ, судья при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а постановление по делу должно быть мотивированным. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
По смыслу норм права, закрепленных в КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Правила оформления названного документа изложены в ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, согласно ч.3 названой статьи, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Как следует из представленных материалов дела, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Курбонмуродов Д.О. является гражданином <данные изъяты>.
В соответствии с ч.2 ст.24.2 КоАП РФ, лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Вместе с тем, положения ч.2 ст.24.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, Курбонмуродову Д.О. разъяснены не были.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 26 февраля 2025 года в графе переводчик предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ стоит подпись Курбонмуродова Д.О.
Также в представленных суду материалах дела отсутствуют сведения о переводе протокола об административном правонарушении Курбонмуродову Д.О. на его родной язык, что повлекло существенное нарушение права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту.
Таким образом, судом установлено, что при составлении протокола переводчик не участвовал, текст протокола лицу, в отношении которого он был составлен, не переведен, что существенно нарушило права лица, предусмотренные ч. 2 ст. 24.2, ст. 25.1 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Возвращение протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения жалобы по делу в порядке главы 30 КоАП РФ исключается в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении содержит существенный недостаток, в связи с чем не может быть признан допустимым доказательством по настоящему делу и подлежит исключению из их числа.
В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ постановление по делу должно быть мотивированным, то есть в постановлении должны быть приведены доказательства на основании которых должностное лицо пришло к выводу о наличии или отсутствии в действиях состава административного правонарушения. Данные доказательства должны быть оценены с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст.29.10 КоАП РФ должно содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Часть 3 ст.18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
При этом ч.1 ст.18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а часть 2 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В п. 2 и 3 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Положением ч.1 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регламентировано, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона (при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета; при наличии у иностранного гражданина в собственности жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания).
В силу требований п. «а,б» ч.2 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту, а после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 настоящей статьи.
Таким образом вышеуказанные положения закона, вмененные иностранному лицу, не возлагают на него обязанности по постановке на миграционный учет, поскольку указанная обязанность возложена действующим законодательством исключительно на принимающую сторону, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 года №109-ФЗ.
В качестве доказательств вмененного лицу административного правонарушения, должностным лицом по обстоятельствам дела принимающая сторона не опрашивалась.
Также, как следует из приложенной к жалобе отрывной части бланка уведомления о прибытии, Курбонмуродов Д.О. состоял на миграционном учете по адресу: <адрес>, до 28.03.2025 года.
Кроме того, в материалах представлен ордер № Г от 26 февраля 2025 года на защиту Курбонмуродова Д.О.
Как следует из представленных материалов дела, протокол АП№ об административном правонарушении от 26 февраля 2025 года был составлен в отсутствии адвоката Г Постановление от 26.02.2025 года также вынесено в отсутствие защитника, сведения об извещении защитника о рассмотрении дела в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, составление протокола об административном правонарушении, а также вынесение постановления в отсутствие защитника, не извещенного о дате, времени и месте, повлекло нарушение права Курбонмуродова Д.О. на защиту.
Пунктом 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая вышеизложенное, постановление начальника 29 отдела полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга от 26 февраля 2025 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению, на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника 29 отдела полиции УМВД России по Московскому району города Санкт-Петербурга к протоколу № от 26 февраля 2025 года, которым Курбонмуродов Д.О. признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Курбонмуродова Д.О. прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня вручения либо получения его копии.
Судья Ю.В. Коновалова
